Вилли. По-английски – wheelie. Слово это изначально означает езду
на заднем колесе на любом двухколесном транспорте, и, в общем-то, любым
способом. Однако на MTB «вилли» называется езда на заднем колесе, при
которой райдер сидит на сидушке и держит баланс наклоном тела, тормозом и
кручением педалей. Трюк когда райдер едет на заднем колесе крутя педали
стоя называется
<гоп-стайл вилли>, хотя так тоже можно довольно далеко ехать (это
актуально для триалистов - у них нет сидушек).
2. Скорость
Сложно точно назвать скорость, с которой лучше всего учиться делать
вилли. В принципе, для освоения это не так уж и важно, главное – не
ставьте очень большую или очень маленькую передачу. Передача должна быть
примерно такая, с какой вы обычно перемещаетесь по тротуарам – ну, или
чуть легче. Обычно это в районе от 1-5 до 2-4 (однако, опять же, в
других статьях советовали даже больше 2-4 – пробуйте все варианты).
Учиться дергать нужно где-то с 10-12 км/ч – с места (или с маленькой
скорости) делать вилли будет гораздо сложнее.
3. Место
Естественно, поверхность должна быть ровная и без выбоин – по такой, даже умея, тяжело ездить. Учиться делать вилли гораздо легче в горку. Почему – описано ниже. Под горку не стоит даже пытаться – это будет только сбивать.
4. Подготовка
Сразу оговорюсь – абсолютно все делаем, не отрывая пятой точки от седла. Толчковая нога
– та, которая при обычной езде (при банике, при всех трюках) находится
сзади (на ней удобнее прыгать на одной ноге и ее вы выставите, чтобы не
упасть, если вас неожиданно толкнут в спину). Палец держим на заднем
тормозе, тормоз должен быть хорошо настроен и отрегулирован – конечно,
желательна гидравлика, однако на ви-брейках тоже можно запросто крутить
вилли.
Едем. Сгибаем руки в локтях, немного нагибаемся к рулю. Так едем до
того момента, пока шатуны не будут параллельны земле (или под углом –
так, что передняя нога ниже задней), а толчковая нога не будет
находиться сзади. Если непонятно, объясню по-другому – начальное
давление на педаль делает толчковая нога – для этого она должна
находиться в «заряженном» состоянии, т.е. сзади или сверху. В этот
момент делается рывок.
На видео хорошо видно, как выдергивается велосипед в вилли.
5. Рывок
Из этого положения резко прокручиваем педали и, выпрямляя руки, дергаем вел назад.
Внимание: основное усилие делается на педали,
корпусом просто перемещаем центр тяжести назад. Если сильно дергать
руками, велосипед будет сильно колбасить, и удержать баланс будет
сложнее.
Во время обучения обращайте внимание на силу рывка – у новичков две
основные ошибки: «перевыдерг» - вел выдергивается слишком сильно,
байкер пугается и резко нажимает на тормоз (повторяться это может много
раз) - и «недовыдерг» - вел выдергивается недостаточно, чтобы дойти до
точки баланса, байкер едет на заднем, но недолго – из-за ускорения (об
этом ниже). И то, и другое нежелательно. Старайтесь найти промежуточное
состояние – в этом вся суть вилли.
6. Баланс
Руки во время вилли всегда прямые в локтях.
Обычно дело обстоит так: начинающий райдер, проехав метра два, в
последний момент сгибает руки и проезжает лишние полметра. Создаётся
впечатление, что это помогло, и он начинает при любом маломальском
завале вперёд гнуть локти, в итоге, вместо того, чтобы выровняться при
помощи подкрута, и поехать дальше, он проезжает те же полметра (в лучшем
случае) и переднее колесо опускается на землю.
Крутим педальки. Клонит вперед – крутим быстрее (сильнее отклоняемся корпусом назад, сгибаем спину, съезжаем попой по сидушке), заваливает назад
– притормаживаем (выгибаем спину, двигаемся попой на сидушке вперед,
можно даже голову наклонить, главное – не сгибать руки! Это не
поможет!). Важно научиться тормозить плавно, по чуть-чуть, чтобы не
сразу опускать колесо на асфальт, а просто чуть-чуть снижать. Клонит вправо
– выставляем левое колено в сторону, правое прижимаем к раме. Рулем и
телом совершается поворот (который тоже участвует в балансе – чтобы не
упасть вправо, мы вправо поворачиваем). Клонит влево –
то же самое, но в другую сторону. На самом деле довольно сложно описать
всю технику баланса, тут участвуют и тело, и колени, и переднее колесо, в
общем, все, что только можно. Усвоить баланс поможет только практика. А
когда вы научитесь хорошо делать вилли, вы сможете поворачивать и даже
ездить кругами на заднем колесе.
На видео можно хорошо рассмотреть, как райдер балансирует, чтобы не упасть влево/вправо.
7. Теория
Очень важный момент: это тяжело объяснить на словах, но я попробую. Вот посмотрите на это художество:
Рисунок 1 – вел едет на обоих колесах. Все усилие педалирования
переходит в набор (или поддержание) скорости, и вел едет прямо. На
рисунке 2 изображена основная ошибка новичков (после согнутых рук,
конечно) – велосипед в таком положении будет ехать на заднем колесе, но
недолго (если крутить педальки с постоянной силой и скоростью). Вначале
вел немного поднимется, «покозлит», но, по мере набора скорости, колесо
опустится, и поедете вы, как простой турист. Я не особо силен в физике,
но думаю, что это происходит потому, что переднее колесо поднимается не
за счет баланса, а только за счет крутящего момента от ускорения, т.е.
чем сильнее ускоряетесь – тем выше поднимаетесь. Но ускоряться
невозможно вечно, поэтому правильное вилли – это вилли с минимальным
ускорением.
Это видео показывает, как не надо делать вилли.
А вот на рисунке 3 показано правильное положение велосипеда для
вилли. Так вы сможете ехать долго и устойчиво, потому что усилие,
передаваемое на педали, будет большей частью идти на
поддержание скорости, и лишь меньшей – на поднятие переднего колеса – и
так будет гораздо легче держать баланс. Если переднее колесо поднимется
еще чуть-чуть выше – то это уже будет тот же серф (мануал), только сидя
(иногда это называют «вилли-серф»), т.е. можно будет просто катиться на
заднем, не крутя педали (с горки, например).
Дальше уже не расскажешь, нужна лишь практика.
8. Заключение
Напоследок – соберем важные детали воедино:
1) поэкспериментируйте со скоростью – найдите наиболее удобную для рывка
2) только в горку!
3) не забывайте про тормоз – кроме того, что он участвует в балансе, он еще и спасет вашу спину и затылок
4) старайтесь выдергивать как можно плавнее
5) руки всегда прямые – помните об этом
6) не останавливайтесь на одном-двух оборотах педалей, продолжайте
крутить как можно дольше – ноги так же участвуют в балансе, как и тело
7) чувствуйте тормоз – при нажатии на него колесо не должно сразу же биться об землю, оно должно лишь немного опускаться
8) больше дрючьте, но меньше зацикливайтесь – как только
чувствуете, что устали, и все перестало получаться – сделайте паузу,
займитесь чем-нибудь другим
Когда вы научитесь уверенно ездить на заднем колесе, можно начать
учить фишки, связанные с вилли – one-hander, one-footer, no-footer,
crankflip и т.д., но об этом – в других статьях.